Иван Афанасьевич родился в далеком 1800 году в Архангельске, во времена расцвета кораблестроения, когда начался переход от паруса к паровой машине и гребному винту.
В 1830 году для усиления отечественного флота представители Морского ведомства вели переговоры с правительством США о продаже России 30-пушечного парового корвета. Американцы шумно рекламировали этот корабль и запросили за него огромную сумму. Россия еще не имела ни одного военного парового корабля, и, естественно,— никакого опыта их создания и поэтому в США был направлен инженер Амосов, который довольно быстро убедился, что вся история с корветом — обычный американский рекламный трюк и что агенты американской фирмы пытаются обмануть русское правительство, продав ему пароход за сумму, раз в пять превышающую действительную. Однако, не подав виду, он тянул время, разумно используя его на изучение американского опыта. Так опыт вернувшегося в Россию Ивана Амосова помог организовать собственное производство таких кораблей в России.
Это позволило Ивану Афанасьевичу войти в историю, как строитель первого в России винтового парового судна и один из наиболее деятельных кораблестроителей 19 века, сыгравший видную роль в преобразовании отечественного флота.