Многие, наверное, помнят старую почтовую марку, где гигантский черный ледокол сокрушает арктические льды. Атомный ледокол «Ленин», спущенный на воду в 1957 году, первое в мире надводное судно с атомным двигателем — яркий символ советской эпохи. Через три десятилетия он в последний раз причалил к Мурманску, где и был поставлен на вечную стоянку. Теперь атомоход — одна из главных достопримечательностей нашего города. Но не все знают, что первым капитаном этого мощного корабельного организма был выдающийся мореход-полярник, чьим трудом в историю города и Мурманского морского пароходства вписаны ярчайшие страницы — Пономарев Павел Акимович (1896-1973).
За свою удивительно яркую жизнь он с честью прошел непростой путь как флагманский корабль: всегда первый, ведущий, ответственный за выполнение самых сложных задач, высоко несущий флаг.
Родился Павел Акимович 12 июня 1896 года в поморском селе Нименьга Онежского района Архангельской области в крестьянской семье. С 16 лет ходил в море юнгой на шхуне «Святой Михаил», принадлежавшей архангельскому купцу. В 1913 году поступил в Кемскую мореходную школу и в 1915 году, окончив ее, получил диплом штурмана малого плавания. Далее была учеба в Архангельском мореходном училище и служба на Военно-морском флоте Балтики. Позже, выполнив плавательный ценз, Пономарев получил диплом капитана. С 1922 года ходил штурманом на ледоколах «Ленин» и «Ермак» в Балтийском море, участвовал в проводке судов Карских товарообменных экспедиций.
1928 год приносит Павлу Пономареву назначение на должность старшего помощника капитана ледокола «Красин» и участие в одном очень знаменательном событии. В Государственном архиве Мурманской области есть личное дело Пономарева Павла Акимовича, где в автобиографии его рукой вписана лишь одна неприметная строчка об этом: «…был переведен на л/к «Красин» на период экспедиции по спасению экипажа с дирижабля «Италия»». Вот так скромно оценил он свой труд в спасательной операции, за которой наблюдал весь мир. 16 июня ледокол отправился на помощь экспедиции Умберто Нобиле, потерпевшей крушение во льдах Арктики и ожидавшей спасения близ архипелага Шпицберген. Для оказания помощи были направлены 22 судна шести стран мира, но к ледовому лагерю экспедиции пробился только ледокол «Красин», сам получивший повреждения о тяжелые льды в районе поиска. Пономарев неоднократно облачался в водолазный костюм и опускался под воду для осмотра винта и рулевого устройства. Выживших членов экспедиции «Италии» судну удалось взять на борт, после чего оно последовало в Норвегию на ремонт. Но в это время пришла тревожная радиограмма с немецкого пассажирского лайнера «Монте Сервантес»: судно получило во льдах вблизи Шпицбергена большие пробоины. На борту лайнера было 1500 пассажиров и 318 членов экипажа. «Красин», несмотря на свое аварийное состояние, поспешил на помощь. Судовая команда под руководством старшего помощника капитана П. Пономарева и старшего механика М. Ершова наложила пластыри и откачала воду, а затем «Красин» сопроводил «Монте Сервантес» до Хаммерфеста. В Норвегии наших моряков встречали как героев. Не менее торжественно встретили «Красина» после возвращения из ремонта на родине. За мужество, проявленное в спасательных операциях в Арктике и при оказании помощи терпящему бедствие судну, Павел Пономарев был награжден Грамотой ЦИК СССР, орденом Трудового Красного Знамени, Грамотой ЦК Союза водного транспорта, золотыми часами ОСОАВИАХИМа и серебряным нагрудным знаком «За спасение на водах».
Ледокол «Красин» надолго стал родным для Павла Акимовича. В 1932 году Пономарев становится его капитаном и впервые в истории полярных плаваний выходит в Арктику в зимнее время. В 1934 году совершает переход из Ленинграда в Чукотское море через Панамский канал для оказания помощи экспедиции О. Ю. Шмидта. Челюскинцы были благополучно сняты с льдины полярной авиацией еще до прихода «Красина», а ледокол же совершил переход к острову Врангеля и принял на борт вынужденно зимовавших там пять лет полярников. За этот поход Павел Акимович был награжден орденом Красной Звезды.
Во время Великой Отечественной войны Пономарев командует ледоколом «И. Сталин», под бомбами гитлеровской авиации обеспечивает проводку конвоев в беломорских льдах. 15 января 1942 г. в результате налета фашистской авиации ледокол получил серьезные повреждения, а его командир был контужен. После лечения Павел Акимович вновь поднимается на мостик и возглавляет ледокольные операции в Балтийском море. В декабре 1945 г. Пономарева награждают орденом Отечественной войны 2 степени и орденом Ленина за успешное осуществление ледовых операций в Арктике и на Дальнем Востоке во время войны.
Ярчайшей вехой не только в жизни Павла Акимовича, но и в истории арктического плавания стал период, связанный с работой на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». 24 августа 1956 г. в Ленинграде на судостроительном заводе им. А. Марти был заложен атомный ледокол «Ленин». Павел Пономарев принимал непосредственное участие в разработке рабочего проекта атомохода, с начала закладки он работал в группе наблюдения за строительством ледокола. Советы арктического капитана не однажды приходились кстати судостроителям. А с 1 марта 1957 г. Павел Акимович был назначен капитаном атомохода. Богатый опыт, накопленный за десятилетия плаваний, волевой характер, спокойствие и выдержка сыграли решающую роль в назначении П. А. Пономарева на должность капитана первенца будущего атомного флота страны. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода «Ленин» отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева. В фондах архива Мурманского морского пароходства мы видим приказ, изданный в мае 1960 г. «О премировании членов экипажа а/л «Ленин»»: «Мурманское морское арктическое пароходство начало проведение опытной эксплуатации первого в мире надводного судна с атомной установкой. Закончены проектирование, строительство и приемка ледокола. Большую работу по разработке проекта, приемке на заводах-поставщиках главных механизмов и испытаниях ледокола провела группа наблюдения ММАП под руководством Пономарева П. А. За активное участие и безаварийную работу членов экипажа в сдаточной команде Адмиралтейского завода в период швартовых и ходовых испытаний а/л «Ленин», на основании вышеизложенного приказываю: премировать работников группы наблюдения». За создание и строительство атомного ледокола «Ленин», 14 мая 1960 г. Павел Акимович награждается третьим орденом Ленина, а 29 мая он повел атомоход в первый экспериментальный испытательный рейс в Карское море. О результатах первой арктической навигации мы узнаем из архивных документов: «Арктическая навигация 1960 года завершена успешно. В арктические порты завезен весь предъявленный к перевозке груз. Все полярные станции, радиоцентры, экспедиции снабжены всем необходимым для их нормальной работы до будущего года. Высокое мастерство работы во льдах проявил экипаж ледокола «Ленин» при проводке речных судов через пролив Вилькицкого. Операция проводки совершенно неприспособленных к ледовому плаванию судов, была осуществлена впервые в истории арктического мореплавания в предельно поздние сроки, в условиях интенсивного ледообразования». К сожалению, в следующей арктической навигации Павлу Акимовичу участвовать не пришлось — медицинская комиссия не выпустила его в море. В 1962 году Пономареву пришлось расстаться с флотом.
Родина высоко оценила заслуги Павла Акимовича Пономарева. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Отечественной войны 2 степени, многими медалями и многочисленными наградами различных ведомств и общественных организаций. Пономарев был почетным полярником, почетным работником морского флота.
Умер Павел Акимович 9 августа 1973, похоронен в Санкт-Петербурге. А его имя осталось жить в названии транспортно-ледокольного судна «Павел Пономарев» Мурманского морского пароходства и улицы нашего города, названной в честь прославленного капитана 11 августа 1971 года. Источник: murmanarchiv.ru