Герой Социалистического Труда. Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени.
Слесарь-монтажник судовой
Родился 31.08.1933 г. в д. Верхонковская Верхнетоемского района Архангельской области.
На предприятии работал после окончания ремесленного училища №1 слесарем-монтажником в цехах 36, 42 с 1951 по 1989 гг. В 1970 г. окончил вечернее отделение Северодвинского политехнического техникума (Северодвинский технический колледж) по специальности «Судовые машины и механизмы». Активный участник строительства и испытаний всех АПЛ, построенных в цехе 42. Бригада Лагунова А.В. выполняла монтаж и испытания одной из ответственных и важных на АПЛ системы воздуха высокого давления. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1959), медалями. Указом Президиума ВС СССР от 26.04.1971 г. за выдающиеся заслуги в выполнении заданий 8-й пятилетки ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Титанический труд на титановых лодках
Слесарь-монтажник судовой с 1951 по 1980 годы. Герой Социалистического Труда. Кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Активный участник строительства и испытаний всех атомных подводных лодок из титановых сплавов…
Эти слова относятся к Александру Васильевичу Лагунову. А взяты они с барельефа, размещенного на Аллее Героев Севмаша. Прославленному рабочему, отличившемуся в монтаже конструкций АПЛ, прочные корпуса которых изготовлены из титановых сплавов, 31 августа исполнилось восемьдесят.
В верности цеху 42 этому человеку не откажешь. Почти весь его трудовой путь относится к экспериментальному производству. Здесь выпускник первого ремесленного училища совершенствовался в знании рабочей специальности. Здесь же, получив высшую квалификацию слесаря-монтажника, возглавлял бригаду.
Первое знакомство Александра Лагунова с новым конструктивным материалом состоялось, когда в главный пролет цеха 42 стали поступать на сборку конструкции АПЛ проекта 661. Это была опытная высокоскоростная подлодка, строившаяся без малого десять лет. Получившая в обиходе название «Золотая рыбка», она в 1971 году развила рекордную скорость подводного хода – 44,7 узла.
А бригадир слесарей-монтажников в это время был занят другими заказами, «скроенными» из того же серебристого металла. В цехе 42 вовсю разворачивалось строительство АПЛ проекта 705К. Одна за другой позиции на стапельной нитке занимали головная К-123, а за ней серийные К-432 и К-493. Рабочие Александра Лагунова едва успевали различать маркировку на монтаже объемных конструкций.
«Время было горячее, – вспоминает работавший на первых титановых лодках Михаил Иванович Титов. – Наши фамилии с Лагуновым то и дело мелькали в оперативных сводках. Обстоятельства складывались таким образом, что сегодня, например, «Молния» зафиксировала успехи моей бригады, а завтра – бригады моего соперника по соцсоревнованию. Но все работали по-ударному, и это вне всякого сомнения».
Стапель цеха 42 потому и назывался экспериментальным, что он давал жизнь подлодкам, совершенно не похожим одна на другую. Верхом совершенства можно считать заказ под заводским номером 510. Опытная подводная лодка проекта 685 предназначалась для поиска, обнаружения, длительного слежения и уничтожения АПЛ, авианосцев, крупных боевых кораблей противника. Трудовой коллектив цеха 42, а вместе с ним и бригада Александра Лагунова, построили самую глубоководную подводную лодку в мире с достигнутой глубиной погружения 1027 метров.
Однако предметом особой гордости для Героя Социалистического Труда является «Ленинский комсомол», первенец отечественного атомного кораблестроения. Через четыре месяца исполнится 55 лет со времени сдачи легендарной подлодки флоту. Предстоящий юбилей Александра Васильевича Лагунова – хороший повод собрать коллег и вспомнить эту славную страницу из истории Севмаша. Как и биографию поколения первостроителей.
Ю.Ананьин
Материал из газеты «Корабел»