Для школьников и их педагога Людмилы Истоминой это стало большим событием: у них впервые появилось своё пространство для занятий
Труднее всего
Людмила Истомина уже 15 лет занимается в своих краях патриотическим воспитанием школьников. Про неё говорят как про человека, на котором «всё держится», хотя она сама, возможно, и поспорит с этим, ведь, по её словам, она сегодня уже не одна — везде есть единомышленники: и в районном музее, и в правоохранительных органах, и среди местных медиков, и среди местных ветеранов боевых действий… Как бы там ни было, объединила их, бесспорно, она.
В последние три с лишним года Людмила Николаевна занимается всем этим не только как руководитель единственного в Шенкурске и самого крупного в Шенкурском районе военно-патриотического клуба «Кадет», но и как директор открытого на базе её клуба зонального центра патриотического воспитания, который работает уже на весь район, а также как руководитель местного отделения юнармии — одна в трёх лицах.
– Всё началось в 2007 году, — рассказывает она. — В то время я работала педагогом-организатором в школе, и мы с нашими ребятами впервые приняли участие в районной игре «Зарница». Ребята так зарядились, что стали просить продолжения, и появилась идея создать свой военно-патриотический клуб. Вот только информации, что и как делать в этом направлении, тогда почти не было. Тогда я задумалась, кого же я сама в первую очередь хочу воспитать. Понять это оказалось труднее всего. Я долго думала над этим и пришла к выводу, что для меня патриот — это, прежде всего, человек, неравнодушный к происходящему вокруг, причём не только отзывающийся на просьбы о помощи, но и умеющий самостоятельно определять, где помощь нужна.
Поначалу занимались без какой‑либо программы, вспоминает Людмила Николаевна, просто заявлялись на участие то в одном, то в другом мероприятии и готовились к ним в зависимости от требований. В основном это были тогда военно-спортивные игры. Потом связались с проживающими поблизости ветеранами войн и локальных конфликтов, занялись волонтерством: кому дворы от снега почистить, кому дрова сложить…
– Сегодня ветераны боевых действий и занятия у нас с детьми проводят, и судьями на соревнованиях выступают. С ветеранами старших поколений — сейчас это в основном дети Великой Отечественной войны — с приходом пандемии стало, конечно, сложнее сотрудничать. Но за последний год мы и с ними провели несколько мероприятий, — рассказывает Людмила Николаевна. — Например, недавно устроили встречу четырёх поколений: дети Великой Отечественной, ветераны Афгана и Чечни и мои ребята — все вместе сидели и рассказывали друг другу, как и чем живут. Получилось очень душевно.
Опытные и новички
Патриотическое воспитание — это, вообще, про сплочение, отмечает Людмила Николаевна.
Ребят, с которыми занимается Людмила Истомина, по спискам сегодня 40 человек. По факту их гораздо больше, потому что к «захожанам» и прочим интересующимся здесь очень лояльны. Присоединиться к движению можно в любом школьном возрасте и в любой момент, необязательно ждать начала нового учебного года. Причём об адаптации приходящих «не с начала» тоже подумали.
Система эта довольно любопытна, так как в клубе существуют три группы по возрасту, каждая занимается по своей программе, и подразумевается, что все эти программы должны осваиваться последовательно. Как выйти из положения, если новичок далеко не первоклассник и много пропустил? Он попадает не к «малышам», а к своим по возрасту, но вот программу ему приходится нагонять. Причём за его ускоренное образование берётся не только педагог, для чего у неё предусмотрены часы индивидуальных занятий, — за это также отвечают его более опытные товарищи по группе.
– У нас также можно прийти на занятие разово, — рассказывает Людмила Николаевна. — Кстати, ребята часто этим пользуются: кто‑то приходит за компанию, кто‑то — потому что скучно: «Можно я у вас посижу?» Некоторые из таких зашедших «на разок» остаются. Зная об этом, к нам иногда обращаются с просьбой «привлечь» того, кто попал на учёт.
Уточняю, как строится работа со школьниками в районе.
– Я курирую работу объединений, подобных нашему. Но у нас маленькие школы, и не хватает людей, которые бы там, на местах, взяли эту работу на себя, — отвечает Людмила Николаевна. — На общем фоне выделяется своей активностью Борок — и это показывает, что нужен взрослый, который бы захотел взяться за это и объединил ребят.
И взрослые тоже
Интересно, что девчонок в шенкурском военно-патриотическом движении гораздо больше, чем парней, хотя в классах серьёзного гендерного перекоса не наблюдается. Людмила Истомина отмечает, что это характерно для всех местных молодёжных объединений. Иногда для соревнований кадетам требуется команда с определённым соотношением полов, и тогда приходится привлекать юношей из дружественного клуба — туристического. А туристы, когда им это необходимо, точно так же привлекают для своих соревнований кадетов. Такое объединение составами стало частой практикой, особенно в пандемийные годы.
Ещё одна тенденция последних лет — интерес к военной подготовке у работающей молодёжи.
– Ко мне теперь часто обращаются те, кто уже вырос: могу ли организовать что‑то вроде «курса молодого бойца» для них? Я всегда говорю: «Да». Только предупреждаю, что без подготовки будет тяжело, — рассказывает Людмила Николаевна. — Мы теперь вовсю проводим такие мероприятия и для взрослых. Например, 2 августа уже не первый год организуем для всех желающих марш-бросок по пересечённой местности «Лесной путь героев». Изначально мы делали это мероприятие для наших местных десантников по их запросу и рассчитывали, что участвовать будут только они, но неожиданно «путь» стал массовым. В этом году рассчитываем, что подтянутся взрослые участники и из других районов.
Из последнего — у школьников появился интерес к советским художественным фильмам. Так что участники шенкурского центра «Патриот» теперь частенько собираются, чтобы посмотреть «старое» кино — а потом обсудить. Благо теперь есть где.
Как получилось, что своего помещения у военно-патриотического объединения Людмилы Николаевны не было 15 лет?
– Так как я школьный учитель, долгое время вела историю и обществознание, а потом начала вести ОБЖ — мы изначально были при школе. Мой кабинет, по сути, и был тем помещением, где мы собирались и занимались. Но это, конечно, доставляло много сложностей, ведь приходилось всё время вклиниваться в расписание. А ещё нужно было постоянно думать о том, чтобы никому не помешать. Когда у нас появился отряд барабанщиц, репетиции стали самым проблематичным делом, — рассказывает Людмила Истомина.
О том, что «патриоты» могли бы занять пустующее здание детского сада на улице Кудрявцева, заговорили в 2019 году, после того, как на базе клуба открылся зональный центр патриотического воспитания. В своё время здание опустело из‑за того, что пришли новые требования к детсадовским помещениям, и много лет простояло законсервированным, но оказалось вполне пригодно, если отремонтировать.
Фактически клуб занял новое здание уже осенью, сразу после того, как там был закончен ремонт.
– Теперь у нас несколько помещений: учебные кабинеты, тир, тренажёрный зал с силовыми и кардиотренажерами, который нам помогли оборудовать общественники. Ждём весны, чтобы начать облагораживать территорию вокруг, и ищем сейчас возможности получить софинансирование для оборудования учебных площадок на открытом воздухе. Хотим сделать солдатскую полосу препятствий, уличный тир, — рассказывает Людмила Истомина. — Здание пока тоже отремонтировано только наполовину, его часть всё ещё законсервирована. Мы планируем её освоить и сделать ещё несколько учебных помещений.
Статья взята с https://pravdasevera.ru/