ГАУ АО «Патриот»

Титов Михаил Иванович
С новым 2023 годом!
Титов Михаил Иванович

Титов Михаил Иванович

Герой Социалистического Труда. Специалист в области кораблестроения.

Слесарь-монтажник судовой

Родился 11.03.1933 г. в д. Демьяновская Няндомского района Архангельской области.

На предприятии работал с 1949 года мотористом цеха 22, слесарем-монтажником стапельных цехов 42 и 50 до выхода на пенсию в 1988 г.

Известный на предприятии бригадир слесарей-монтажников по общесудовым системам. Участник строительства первых АПЛ в цехе 42 и АПЛ 1-2 поколений в цехе 50. Школу воспитания в бригаде Титова М.И. прошли десятки молодых рабочих. Активный общественник – избирался секретарем участковой парторганизации, членом парткома цеха и бюро ГК КПСС, неоднократно руководил избирательными комиссиями, в т.ч. по выборам Президента РФ.

Награжден орденами Ленина (1970) и Дружбы народов (1985), медалями. Почетный гражданин Северодвинска (1981). Указом Президиума ВС СССР от 16.01.1974 г. за выдающиеся достижения в труде по выполнению производственных заданий 1973 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Испытание характера

Герой Социалистического Труда Михаил Иванович Титов

Долгая жизнь одного из авторитетных ветеранов Севмаша не стелилась гладкой дорожкой. Еще на заре своей юности, опаленной войной, он познал почем фунт лиха. Фронт отнял у девятилетнего подростка отца. В лице Ивана Васильевича Няндомская земля лишилась своего пахаря, а в многодетной семье, проживавшей в деревне Демьяновская, не стало кормильца. Кроме второклассника Миши на руках у Ксении Степановны оставалось шестеро малолеток. Орденом «Материнская слава», которого удостоена многодетная женщина, сыт, конечно, не будешь. Поэтому работать приходилось всем – от мала до велика. Усаживая за обеденный стол такую большую семью, в которой пять девочек, мать, конечно, с надеждой посматривала на двух подрастающих сыновей.

Выбор многих мальчишек с архангельской глубинки выпадал в ту пору на молодой город Молотовск, где начинал строить корабли завод № 402. Няндомскому пареньку Мише Титову в отделе найма и увольнения предложили работу масленщика в водно-транспортном цехе. Прошел ускоренное обучение на курсах и стал помощником моториста-дизелиста порта. На пароходе «Чумбаров-Лучинский» начинающий корабел в 1949 году провел первую в своей жизни навигацию.

Каботажное плавание молодому мотористу пришлось по душе. В то же время ему хотелось проверить себя в настоящем корабельном деле. И вскоре такой случай представился. На заводе началось строительство дизельных подлодок. Мише Титову было предложено осваивать специальность слесаря-монтажника. В рабочей бригаде он и получил первые профессиональные уроки.

Работа на подлодках потребовала дополнительных знаний. Начального образования, полученного в сельской школе и прерванного военным лихолетьем, явно не хватало. И молодой человек пошел в школу рабочей молодежи. Учеба без отрыва от производства испытывала характер слесаря-монтажника в течение пяти лет, до самого выпускного вечера. Вместе с Михаилом Титовым аттестат зрелости получал и Анатолий Фишев, будущий лауреат Государственной премии СССР.

Накопленный на дизельных подлодках опыт был востребован начавшимся строительством в цехе 42 опытной атомной ПЛ проекта 645. С третьим квалификационным разрядом Михаил Титов попал в состав сдаточной команды К-27, участвовал в испытаниях этого корабля. Всего же с экспериментальным цехом у передового рабочего будет связано целых десять лет.

И все же настоящее испытание ожидало Михаила Титова в старейшем стапельном цехе 50. Здесь в начале шестидесятых разворачивалось строительство атомных подводных лодок проекта 675. В отсеках корабля слесарь-монтажник пришел уже с четвертым разрядом и младшим командиром производства. Наиболее достойных рабочих бригадир рекомендовал в сдаточную команду. На двух «раскладушках», как в обиходе называли подлодки этого проекта за своеобразное размещение ракетных шахт, бригадир ходил в море.

За первым поколением подлодок последовали второе и третье. «Это была, без преувеличения, жаркая работа на стапеле, – вспоминает сегодня бывалый корабел. – Сдаточный конвейер требовал полной отдачи от всех участников строительства. Мы порою сутками не выходили из отсеков. Приходилось пропускать вечерние занятия в техникуме. Я, например, оставил институт, не придя на экзамены за третий курс. О графике отпусков говорить было излишне. Зато как подымался дух ребят, когда очередная подлодка успешно приходила с испытаний и сдавалась флоту».

После этих слов загораются глаза и у рассказчика. На смену профессиональной терминологии, в которой основное место занимают компрессоры, блоки осушки, баллоны, к бывалому бригадиру по общесудовым, в том числе системам ВВД, приходят слова, соответствующие нынешнему образу жизни заслуженного работника Севмаша.

И сегодня почетный гражданин Северодвинска и почетный ветеран предприятия, Герой Социалистического Труда не остается в стороне от общественных дел. Михаил Иванович Титов в свои восемьдесят лет принимает активное участие в жизни ветеранских организаций предприятия, города, микрорайона. Его всегда можно видеть на сборах клуба «Корабел». Его долгая жизнь не раз преподносила ему нелегкие испытания, но он с честью выдержал их. Пусть бойцовские качества характера сопровождают его и дальше.

Ю.Ананьин

Поделиться

Связаться с админом
У нас тут Cookies..

На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

В доработке
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5